Прямой указатель на Я

Итак, в предыдущей главе я обещал показать вам эксперименты Дугласа Хардинга, которые непосредственно указывают на вас, на ваше Я, какое оно есть. Я хотел бы здесь настоять на том, что очень важно выполнять эти эксперименты не в уме, а в действительности. Это крайне важно! Если вы делаете это в уме, у вас не может появиться новый опыт, который важен для понимания рассматриваемой темы. И только непосредственно делая в реальности указанные действия эксперимента, у вас может появиться осознание, видение того, на что указывает тот или иной эксперимент.

Итак, вот первый и самый главный эксперимент. Текст эксперимента и изображения взяты из книги Ричарда Ланга “Кто мы на самом деле”. Цитируемый текст из этой кениги выделен курсивом.

Эксперимент №1

Укажи на какой-либо предмет неподалеку и посмотри на него. Ты наблюдаешь «вещь». Другими словами, на данном расстоянии от наблюдателя она имеет форму, цвет, непрозрачность…

Теперь укажи на что-то еще, например на пол. Отметь, что с этой точки зрения это также «вещь». Укажи на свой ботинок. Еще одна «вещь».

Укажи на свое туловище — еще одна «вещь». С этой точки зрения оно также имеет форму, цвет, плотность…

Теперь мы переходим к наиболее важной части — повороту твоего внимания на 180° и смотрению назад, на то место, из которого ты смотришь. Укажи на то место, где другие люди видят твое лицо (действительно сделай это). Ты сейчас указываешь на единственное место, которое не находится от тебя на расстоянии. Что ты видишь?


Указываешь ли ты на еще одну вещь? Опираясь на непосредственное восприятие, а не на память или воображение, скажи, есть ли здесь цвет, форма, непрозрачность или «вещественность» как таковая?

Ты видишь здесь свое лицо? Ты видишь здесь глаза, щеки или подбородок? Отложи в сторону предположения и ожидания и посмотри как будто впервые.

Только ты в состоянии увидеть, кто ты в самом центре, поскольку лишь ты находишься там, куда указывает твой палец. Не полагайся на то, что ты думаешь о том, что там есть. Полагайся на то, что ты видишь.

Вот мой собственный опыт. Там, где другие люди видят мое лицо, я не вижу ничего. Передо мной есть мой указывающий палец и комната за ним, но здесь, в том месте, куда он указывает, ничего нет — ни лица, ни глаз, ни щек, ни зубов.

Я смотрю из пространства, ясности, прозрачности, пустоты. В действительности, я и есть это пространство, эта ясность. В этой всеобъемлющей пустоте пребывают мой палец, окружающая обстановка за ним, всевозможные щекотки и зуд, проходящие мысли и чувства.

Продолжай указывать — и смотреть — на то место, где другие видят твое лицо. Будь пытлив и внимателен. Какова природа этого места, которое ты считал плотным и имеющим форму человеческой головы? Полагайся непосредственно на свой настоящий опыт, а не на мышление. Не надо думать, что ты и так знаешь, и, следовательно, нет нужды и смотреть. Не следует принимать восприятие тебя другими людьми с расстояния нескольких метров за достоверное свидетельство о том, кто ты в своем центре. Подойди к этому вопросу непредвзято, посмотри на себя свежим взглядом.

Вот это и есть непосредственный опыт взгляда на себя, на свое Я. То место, куда указывает палец, повернутый на вас — единственное место, которое не имеет ни цвета, ни формы. И вместе с тем, в нем есть все. Это место является как бы дырой, в которой “утопает” все, что вы видите. Проследите, где в вашем поле зрения происходит переход от того, что имеет цвет и форму, к тому, где теряется цвет и форма. Вот эта картинка поможет вам.

Это очень странное явление. Очень тяжело отследить эту границу, т.к., как только подходишь к ней со стороны пространства цвета и формы и переходишь в нее, ты опять попадаешь в пространство цвета и формы. Эта “дыра” в вашем поле зрения — есть то, где располагается все, что находится в вашем поле зрения.

Второй эксперимент позволит вам получше разглядеть то, о чем я сейчас говорю.

Эксперимент №2

Скажите, сколько  у вас глаз? Два? Вы в этом уверены? То, что у вас два глаза — это ваши знания о физиологии вашего тела. И, как любые знания, это всего лишь образы в вашем уме. Находясь в состоянии осознанности здесь и сейчас непосредственным наблюдением, скажите, сколько у вас глаз. Разве не очевидно, что все мы смотрим на мир через одну большую дыру? Это та самая дыра, о которой мы говорили в предыдущем эксперименте. Она находится там, где, как вам кажется, должна находиться ваша голова. Прямо сейчас без посредства зеркала можете ли вы увидеть вашу голову? Вы можете видеть ваши ноги, руки, туловище, но не голову. Конечно, это не означает, что ее у вас нет. Просто, в том месте, где должна находиться ваша голова, находится та самая дыра, через которую мы смотрим на мир. Ее еще можно назвать единым глазом. Это, как окно, через которое в наше сознание попадает мир. Его достаточно просто осознать. Попробуйте своими руками очертить границы вашего поля зрения. Собственно, ваше поле зрения и есть тот самый единый глаз, через который вы смотрите на мир.

Что это за поле, в котором помещаются все предметы, которые вы видите? Имеет ли это поле какой-то цвет и форму? Оно есть, но при этом его увидеть нельзя, т.к. оно абсолютно прозрачно. Собственно, слово “прозрачно” здесь не совсем подходит, т.к. это, скорее, некое пространство, в котором разворачивается ваша жизнь. Это поле, в котором все происходит. Оно все вмещает. Благодаря ему все есть. Благодаря ему существует ваш субъективный мир, т.к. в нем он и располагается, если так можно выразиться.

Обратите внимание, насколько это очевидный факт, что мы видим мир через это единое око. И этот факт непосредственно воспринимаешь только здесь и сейчас в состоянии осознанности. Обычно мы живем в мире, который соткан нашими образами ума, и именно поэтому мы “знаем”, что мы смотрим мир через глаза. Это нам сказали когда-то взрослые, и это было когда-то просто информацией о мире. Но потом мы стали ее принимать за сам мир, и теперь мы скорее поверим нашей модели мира, чем нашему непосредственному опыту.

Давайте для удобства назовем это поле, этот единый глаз, в котором все происходит, как пространство сознания. Т.е. пространством сознания мы буде называть то, куда указывает ваш палец, когда вы его направляете на то место, где у вас должно быть лицо. Мы его называем именно пространством потому, что это нечто, в чем что-то есть и происходит. Однако, это не то пространство, которое мы обычно имеем ввиду. Под “пространством” вы обычно подразумеваем место в нашем трехмерном мире, где располагаются вещи этого мира. Пространство же сознания — это скорее нечто, в чем все есть. Это пространство сознания, по сути, есть ничто. Однако в этом ничто находится все. И сейчас мы это увидим.

Эксперимент №3

Укажи своим указательным пальцем на любой объект перед тобой. Другим указательным пальцем в то же время укажи на себя, на свое нелицо. Двунаправленное смотрение! Ты смотришь вовне, на вещи, и внутрь, на невещь; вовне, на цвет, и внутрь, на прозрачность; вовне, на форму, и внутрь, на бесформенность; вовне, на движение, и внутрь, на недвижимость.

Вы одновременно смотрите и на вещи окружающего мира и на пространство сознания. Обратите внимание как вещи окружающего мира, которые имеют цвет и форму, заполняют пространство сознания, которое не имеет никаких качеств, оно — ничто. Где еще могут располагаться вещи вашего субъективного мира, как ни в этом пространстве сознания, в этом ничто. Только благодаря пространству сознания, вещи вашего мира и существуют. Вы и есть это пространство сознания. Только благодаря вам вещи, которые вы осознаете, и существуют. Без вас не было бы этого мира. Это возвращает нас к теме субъективного мира, которую мы рассматривали ранее. Напомню, что все, что вы видите, слышите и чувствуете, все, что вы знаете о мире — это ваш субъективный мир. Кроме вашего субъективного мира вы никогда ничего не осознавали. Так вот, этот ваш субъективный мир может существовать только благодаря вам. А вы есть то самое пространство сознания, о котором мы говорили выше. Вы — пространство, в котором разворачивается вся ваша жизнь, весь ваш мир.

Эксперимент №4

Еще один эксперимент, который указывает на ваше пространство сознания. Как и все предыдущие, его очень желательно выполнить. Причем выполнить именно так, как указано в инструкции. Не делайте этот эксперимент в уме. Это ничего не даст. Эффект осознания будет только при реальном его выполнении. Итак…

Вырежи в листе картона (примерно 45 х 30 см) отверстие размером с твое лицо. К нижнему правому углу прилепи скотчем небольшое зеркало.

Посмотри в зеркало, обратив внимание, где находится твое лицо — вот там, в зеркале, а не здесь, над плечами. Приблизь зеркало к себе. Посмотри, как изменяется твой внешний вид. Зеркало демонстрирует, как ты выглядишь с различных расстояний, но оно не может показать, кто ты в отсутствие дистанции. Кроме того, отметь, что образ в зеркале ограничен самим собой — он заслоняет все прочее. Будучи той личностью, ты занимаешь соответствующее пространство. Ты — конкретная личность, и никто иной.

Теперь переведи внимание на отверстие в листе картона. Там нет лица, лишь пространство — пустое и чистое. По причине того, что отверстие пусто, оно также и

наполнено — наполнено обстановкой за ним. Если ты только один объект, конкретное человеческое существо, тогда ты только это. Если же ты «ничто», ты вмещаешь

целый мир. Давай же посмотрим, чем ты являешься на самом деле.

Медленно поднеси карту к себе, наблюдая за пространством и тем, что оно содержит.

Обрати внимание: пространство постепенно увеличивается, включая в себя все большую часть комнаты.

По мере того как ты подносишь карту ближе, отверстие продолжает расти, вмещая все больше и больше. Кромка отверстия начинает пропадать.

Теперь поднеси карту к себе вплотную и надень ее. Она полностью исчезла. Осталось только пространство — теперь ничем не ограниченное.

Здесь, в центре, ты представляешь собой безграничное вместилище для всего окружающего. Маленькое пространство снаружи, на которое ты смотрел, стало бесконечным пространством здесь и сейчас, которое смотрит. Ты осознан и наполнен миром.

Для окружающих твое лицо заполнило отверстие в картоне, но для себя — ты заполнен комнатой. Для окружающих ты надел карту себе на лицо, но для себя — ты облачился в мир. Для окружающих ты один конкретный человек, для себя же ты — целый мир.

Мы легко обращаем внимание на вещи снаружи — в особенности находящиеся приблизительно на расстоянии вытянутой руки. Это область, в которой мы соприкасаемся с миром при помощи своих рук: держим ножи, вилки и чашки, управляем рулем автомобиля и пользуемся телефоном. Именно здесь мы готовим еду, набираем текст, моем что-либо, встречаемся с людьми. Чтобы хотя бы выживать, если и не развиваться, нам приходится быть внимательными к миру на этой дистанции — так же как, вне сомнения, и на других. Внимание — название этой игры. Однако как только дело доходит до того, чтобы посмотреть на самих себя, прямо там, где мы находимся, мы становимся невнимательными. Судя по всему, нам кажется, что здесь внимание не насущно для выживания. «Кто бы ни подошел к этому месту, спите! Пусть другие говорят вам, кто вы есть!» В эксперименте с картой мы вначале направляем внимание туда, куда привыкли, — на дистанцию вытянутой руки. Мы смотрим на лист картона, на отверстие в нем и на то, что в нем видно. Далее, поднося карту к себе, мы сохраняем это внимание. Другими словами, мы позволяем своему вниманию проследовать за картой и вернуться к месту, из которого мы смотрим. Утонченное внимание, с которым мы относимся к вещам там снаружи, мы теперь направляем к дому, к нашему центру. В этом процессе, когда мы оказываемся в нескольких сантиметрах от самих себя, мы отказываемся впадать в спячку. Мы внезапно отказываемся признавать, что станем позволять кому угодно говорить нам, что находится здесь, где мы есть — а их нет, — вместо того чтобы полагаться на собственное суждение и выяснить самостоятельно.

Если вы успели заметить, то пространство сознания, о котором мы здесь говорим, есть тот самый экран сознания, о котором мы говорили в главе о структуре субъективного мира. Это то самое “место”, в котором разворачиваются события нашей жизни. То самое “место”, где есть все, что мы можем осознать. Если говорить о пространстве сознания в том виде, как оно было представлено экспериментами выше, то это получается только внешний визуальный экран. На самом деле, как мы описали в главе про структуру субъективного мира, есть еще два внешних экрана и три внутренних. Более человеческим языком можно сказать, что есть еще некое пространство, в котором находятся все звуки, которые мы слышим ушами. Есть пространство, где условно располагаются все ощущения, которые идут от нашего тела. Так же есть условное пространство, где происходят все наши мысли, как визуальные, так и аудиальные и кинестетические. Более подробно об этом читайте в главе про структуру субъективной реальности человека.

Слово “пространство” очень хорошо подходит для визуальной информации. Что же касается звуков и ощущений, то для этого рода информации слово “пространство” может сбить с толку. “Пространство” в этом понимании не имеет протяжения. Это просто условное “место”, где проявляется информация того или иного рода — картинки, звуки или ощущения. Вот еще один эксперимент, чтобы понять, что такое кинестетическое пространство, или пространство ощущений тела.

Эксперимент № 5

Подними на уровне лица свою руку. Любую. В течение некоторого времени попытайся почувствовать ощущения, идущие от этой руки. Тепло, покалывания, или другие, какие есть. Если тяжело почувствовать что-либо от этой руки, просто сильно сожми ее в кулак. Тогда ощущения будут явными.

Теперь закрой глаза и продолжай осознавать ощущение от этой руки. Забудь о том, где располагается эта рука в пространстве. Просто осознавай ощущения от нее. Попытайся убрать из сознания визуальные образы, которые показывают расположение руки. Осознавай только ощущения. Делай это достаточно долго. Как минимум минуту.

Теперь, продолжая держать глаза закрытыми, осознай ощущения твоего лица. Напряжения, теплота, зуд, покалывание и др. Так же делай это некоторое время. Точно так же, попытайся не примешивать сюда визуальные образы.

Теперь попробуй одновременно осознавать и ощущения руки, и ощущения лица. Делай это минимум минуту. Теперь, не открывая глаз, скажи, какое расстояние между ощущениями руки и ощущениями лица? Если ты делал все, как сказано, и не примешивал визуальные образы, которые указывают расположение руки и лица относительно друг друга, то ты заметишь, что расстояния между ощущениями руки и ощущениями лица нет. Его невозможно определить. Ты совершенно четко можешь различить ощущение руки и отдельно ощущение лица. При этом ты никак не сможешь вычислить между ними расстояние — его нет.

Попробуй постепенно, не открывая глаз, добавлять ощущения от других частей тела. Добавь ощущения другой руки, потом ощущение тела, ног и т.д. Какое расстояние между ощущениями этих частей тела? Его нет. Попытайся осознавать как можно больше ощущений разных частей тела одновременно. Повторюсь, здесь важно забыть о том, где в пространстве располагаются соответствующие части тела. Представьте, что вы от рождения слепой. Такой человек не может знать, как относительно друг друга располагаются его части тела. Для него его части тела — это его ощущения.

Когда вы осознаете эти ощущения вашего тела, вы можете заметить, что каждое из них можно вычленить отдельно от других. Но при этом расстояние между каждым из них как бы нет. Расстояние, например, между ощущением правой ступни и левой ладони отсутствует! И только наше видение этих частей тела глазами создает привязку соответствующего ощущения к соответствующему визуальному расположению определенной части тела.

Что еще можно заметить? Если вы пробуете осознавать все (если не все, то сколько можете) ощущения от тела одновременно, то возникает ощущение, что есть некое пространство, условно говоря, в котором эти ощущения располагаются. Причем это “пространство” не имеет протяженности. Можно только заметить, что в нем есть все эти ощущения, но непонятно где они относительно друг друга располагаются. Это то, о чем я говорил выше, когда указывал на пространство ощущений тела, т.е. кинестетическое пространство. Ощущения как бы “плавают” в этом пространстве.

То же самое касается и звуков. Попробуйте закрыть глаза и обращать внимание только на звуки. Попробуйте вычленить в окружающем пространстве как можно больше разных звуков. А потом попробуйте охватить своим вниманием как можно больше из них одновременно. Это будет мир звуков. Где эти звуки существуют? Откуда они появляются и куда исчезают? Разве не очевидно, что пространство, где живут звуки — это тишина? Это ничто. Из абсолютной тишины они появляются и в нее же уходят. Пространство тишины — это то место, где существуют звуки.

Итак, есть три разных пространства: пространство для визуальных образов, пространство для звуков и пространство для ощущений. Давайте все их объединим в одно пространство сознания. Таким образом, термин “пространство сознания”, который мы ввели ранее, теперь расширяется на некое условное пространство, в котором существуют все наши впечатления — визуальные, аудиальные и кинестетические. Давайте попробуем ощутить его.

Эксперимент № 6

Направьте на себя палец, как это вы делали в первом эксперименте.

Увидьте, осознайте то место откуда вы смотрите на мир. Отметьте, что оно не имеет ни цвета и формы. Отметьте, что оно есть ничто, в котором чудесным образом существует все. Посмотрите, что в нем располагается: окружающие предметы, ваше тело.

Заметьте, что в этом пространстве располагается все, что вы видите. Не рисуйте в уме никакого гипотетического пространства, просто смотрите туда, куда показывает ваш палец. Смотрите в себя. В вас есть все. Теперь добавьте в это пространство сознания звуки, которые вы слышите и ощущения, которые вы чувствуете. В этом пространстве существует все, что вы только можете осознавать. Оно позволяет всему быть. Оно все вмещает. При этом оно не имеет размеров, не имеет качеств, не имеет центра. Оно ничто, в этом смысле. Но в этом ничто чудесным образом есть все. Вы и есть это ничто.

Это пространство абсолютно неподвижно, абсолютно спокойно и абсолютно бесслышно. Оно — сам покой. С ним никогда ничего не может случиться. Что можно сделать с тем, что не имеет формы? Ничего. “Ничего” не возможно уничтожить. Когда вы засыпаете, и вам снятся сны, ваше пространство сознания содержит образы сна. Когда вам не снятся сны, т.е. вы в глубоком сне, то в этом пространстве исчезают какие-либо образы и впечатления, и оно перестает что-либо содержать. Однако, оно остается. Это похоже на то, как экран в кинотеатре перестал показывать кино. Однако от этого сам экран не исчез.

Куда бы вы ни двигались в своей жизни, что бы в ней не происходило, это пространство сознания абсолютно не задето, абсолютно неподвижно. Давайте это проверим на следующем эксперименте.

Эксперимент № 7

В следующий раз, когда будете ехать на автомобиле, попробуйте сконцентрироваться на пространство сознания. Мы привыкли видеть себя, как тело, которое перемещается в пространстве. Т.е. нам кажется, что мир стоит на месте, а мы перемещаемся в нем. Когда же вы при движении будете концентрироваться на пространстве сознания, то вы ясно увидите, что как раз вы, ваше пространство сознания стоит на месте, а все вещи, люди, машины, деревья, дома, все это движется в этом неподвижном пространстве сознания через вас. Вы неподвижны, а все движется к вам и уходит в стороны.

Если у вас нет автомобиля, не страшно. Просто пройдитесь по комнате или по улице. Пока ваше тело двигается, вы находитесь в абсолютной неподвижности, в абсолютном покое. Пока вы находитесь в покое, внутри вас движутся предметы вашего мира. Это, на самом деле, очевидно. Не вы движетесь относительно мира, а мир движется относительно вас. Точнее, мир движется внутри вас. Только наша сильная убежденность в том, что мы есть тело, создает ощущение, что мы движемся в этом мире. Но как только вы вспоминаете, что вы есть пространство сознания, то сразу становится видно, что вы неподвижны. Вы можете попробовать покрутить головой влево вправо. И это происходит в неподвижном пространстве сознания. Ваше тело может выполнять любые движения, но вы все это наблюдаете из неподвижного пространства сознания.

Какой размер у этого пространства сознания? У него нет размера. Оно безразмерно, при этом оно включает все, что вы осознаете. Оно не имеет ни цветное, ни не цветное. Какая форма у пространства сознания? Никакой. Есть ли у него границы? Их невозможно обнаружить. Где находится все, что вы осознаете? Внутри этого пространства сознания. Где располагается весь ваш мир? В этом пространстве сознания. Где располагается ваш мир? В вас. Понимаете? Не вы в нем, а он в вас. Только если вы считаете себя этим телом, тогда вы вынуждены констатировать, что вы находитесь в этом огромном мире. Но, как только вы вспоминаете, что вы есть пространство сознания, то сразу становится понятно, что не вы находитесь в мире, а мир — в вас.

Попробуйте некоторое время в течение дня смотреть на мир именно таким образом. Вы есть пространство сознания, и мир находится внутри вас. Это несколько необычное, а, скорее, непривычное восприятие мира и себя. Мы привыкли видеть себя как тело, которое находится в мире, а тут вам предлагают совершенно противоположную точку зрения. Чтобы воспринимать мир именно с этой точки зрения нужно некоторое время, чтобы ваш ум к ней привык. Но, спрашивается, а зачем нужна такая точка зрения на мир и на себя? Давайте разберемся.

comments powered by HyperComments
Задать вопрос автору
У автора к вам вопрос!

Если у вас есть вопрос ко мне или предложение или отзыв о книге, вы можете отправить его в этой форме.


Для меня, как автора, важно чтобы мои книги приносили пользу моим читателям. Ответив на некоторые вопросы ниже, вы позволите мне писать именно о том, что вам интересно и вас волнует.