Иллюзия свободы воли

Что такое свобода воли? Это возможность человека управлять окружающим миром и своей жизнью. Например, я, как человек, могу решить поехать в Египет, а могу отказаться. Я могу приготовить себе ужин, если захочу. Я могу из поднять руку и опустить, если захочу. Я могу говорить что-то или промолчать. Я могу управлять транспортным средством, направлять его туда, куда мне хочется или куда надо. Я могу строить планы на свою жизнь. Именно я решаю идти мне работать на эту работу или нет. Я могу так повлиять на мир, чтобы мои планы и цели были реализованы.

У всех нас есть четкое осознание того, что мы являемся авторами своих действий. Именно внутреннее ощущение, что мы являемся авторами своих действий и управляем так или иначе некоторыми аспектами своей жизни, называется свободой воли. Так вот, есть мнение, что свобода воли — иллюзия. Т.е. нет никакой свободы воли, и все мы являемся полностью запрограммированными существами. Как вам это? Ощущаете внутреннее сопротивление и отрицание этого тезиса?

На самом деле такое знание, что свобода воли — иллюзия, может принести вред. Это сопротивляется ваш ум такому знанию. Ваш ум заботится о вашем выживании, и для него важно, чтобы вы имели ощущение свободы воли.

Люди часто на правильно понимают тезис об отсутствии свободы воли у них. Они думают, что если уж все предрешено и мы просто автоматы, то зачем что-то менять и к чему-то стремиться. Они прекращают как-то влиять на свою жизнь, сдаются обстоятельствам, становятся пассивными и депрессивными. Поэтому, если вы не готовы встретиться с доказательствами в пользу иллюзии свободы воли, я вам советую остаться при своем убеждении, что у вас она есть. Однако, повторю еще раз, эту иллюзию нужно правильно понимать. Понимание, что свобода воли — иллюзия, ни в коем случае не отменяет ваших попыток повлиять на обстоятельства вашей жизни. При правильном понимании этого вопроса, вы так же будете строить свою жизнь, как и раньше, однако у вас появится понимание, что вы нечто большее, чем тот, кто что-то делает в своей жизни для каких-то целей. У вас может появиться ощущение ведения вас высшими силами, и, к счастью, высшие силы ведут вас туда, куда вам действительно нужно. Реализуются все ваши желания. Однако желания истинные, а не надуманные.

Еще раз повторю, если вы категорически против тезиса об иллюзорности свободы воли и не считаете нужным его принимать, то это абсолютно здоровая реакция вашей психики. Не стоит ее игнорировать. Тогда дальше вам эту главу о свободе воли читать не надо. Если же вы внутренне готовы к этому знанию, то милости просим.

Исследование свободы воли

Итак, сделаем один простой эксперимент. Один он покажет, что свобода воли — иллюзия. Я вас попрошу сделать любое действие на ваш выбор. Абсолютно любое. Вы вольны выбирать делать все, что угодно.

Сделали? Тогда ответьте на вопрос: почему вы сделали именно это действие? Если вы скажете “потому, что так решил”, то скажите, почему вы решили сделать именно это действие, а не другое? Например, вы решили высунуть язык изо рта. Почему именно это сделать? Почему не пошевелить указательным пальцем правой руки? Кстати, если вы решили ничего не делать, то это тоже ваше решение.

Однако я могу вам гарантировать, что вы не сделали, при всем многообразии выбора, такое действие: коснуться своим носом одной из ваших лопаток. Просто это не позволяет сделать ваша физиология и вы, конечно же, никогда так раньше не делали. Ок. Получается, что ваш свободный выбор действия не такой уж и свободный. Он ограничен вашими способностями, как физиологическими, так и другого рода. Ладно, скажете вы, тогда можно сказать, что выбор у нас есть, но только среди какого-то диапазона возможных действий. Все верно. Только спешу вас заверить, что этот диапазон ограничивается не только физиологическими ограничениями вашего организма. Он так же явно будет ограничен диапазоном действий, который вы имеете в своем репертуаре. Например, шевелить ушами можно. Некоторые люди это умеют делать. При желании может научиться каждый. Но, если вы никогда в жизни не шевелили ушами, то и в этот раз вы этого не сделаете. Если никогда на шпагат не садились, то вам просто в голову не придет это сделать.

Хорошо. Пойдем дальше. Давайте проследим, как вы принимаете решение сделать то или иное действие. Здесь вам понадобится способность отслеживать информацию из вашего внутреннего канала информации, или, другими словами, следить за своими мыслями.

Давайте еще раз сделаем тот же эксперимент. Сделайте любой действие, но при этом попытайтесь проследить за своими мыслями. Как вы в уме принимаете решение сделать то или иное действие?

Здесь может быть два варианта. Вы сделали действие на автомате, не особенно задумываясь о том, что сделать. В этом случае вам следует признать, что действие сделали не вы, а ваш ум, выполнив наугад одну из программ поведения, которую вы заучили когда-то. Мы раньше уже рассматривали тему автоматизма поведения. И, если вы проделали те упражнения по наблюдению за собой в обычных делах, то заметили, как много у нас автоматичных действий.

Второй вариант — вы сознательно обдумывали, какое действие сделать. Возможно, в уме вы взвешивали варианты сделать это действие, или это, а может вообще себя и всех обмануть и сделать что-то совсем другое. Пока вы выбирали действие, в вашем уме проходили картинки возможных действий. Разве не так? Разве перед тем, как что-то предпринять, сделать выбор между тем или иным действием, вы не крутите варианты действий в уме в надежде выбрать наилучший вариант? Думаю, этот случай не исключение.

Итак, вы вертите в голове варианты и делаете выбор одного из них. А может, резко передумываете, и делает выбор другого. Но выбор делаете и дальше производите действие, которое выбрали. Итак, выбор перешел на уровень ума. В уме мы делаем выбор среди вариантов. Хорошо. Верно.

Теперь следующий вопрос. Когда в уме вы делали выбор, в вашем уме крутились далеко не все возможные варианты, которые у вас есть. Скорее всего, вы просматривали несколько вариантов. Почему именно эти варианты вы просматривали в качестве возможных? Кто или что выбрало из всех возможных вариантов именно этот набор? Разве вы сознательно выбирали эти варианты из всего их многообразия? Однозначно скажу, что нет. По одной причине. Таких вариантов вашего возможного поведения очень и очень много. Скорее всего, счет идет на тысячи и тысячи, если не больше. Вам просто не по силам все это удержать одновременно в голове, чтобы выбрать из всего этого некоторое небольшое количество. Факт состоит в том, что варианты сами выбрались вашим умом, мозгом или подсознанием (как вам удобно), предоставились вам, т.е. показались на вашем внутреннем экране, и уже вам предоставилась возможность сделать выбор из того, что показал ваш ум.

“Хорошо, допустим, — скажете вы. — Однако именно я делал выбор среди того, что предоставил мне мой мозг для рассмотрения”. И вот здесь вот настает точка истины. Почему вы выбрали именно этот один вариант, а не другой? Например, ваш ум предоставил вам варианты: поднять правую руку, ничего не делать и моргнуть. Возможно, вам не понравился этот набор, и тогда ваш ум предоставил еще парочку: дернуть левой ногой или просто встать на ноги. В любом случае варианты ограничены, они перед вами, и вы выбираете. К примеру, вы выбрали моргнуть. Как произошел выбор моргнуть? Если это ваш выбор, то расскажите, как вы его делали. Если вы скажете, что вы просто перебирали  варианты в уме, пока не решили выбрать именно моргание глазами, тогда скажите, на каком критерии основывался ваш выбор. Если вы перебираете варианты для выбора, то возможно вы ищете наиболее подходящий вариант. Каков критерий выбора? Откуда взялся этот критерий. Например, вы могли решить выбрать самый экстравагантный вариант действия, или самый неожиданный, или, может, самый простой. Вы сознательно выбирали этот критерий, или, все же, критерий опять был вам дан вашим умом исходя из тех или иных ваших ожиданий? Ожиданий, которые, опять же, вы вряд ли выбирали. Скорее всего, ваши ожидания насчет выбора шли от вашего привычного восприятия мира умом.

Ну  и последний момент. Допустим, вы не имели никакого критерия при выборе, и делали выбор наобум. Тогда выбор был сделан не вами, а вашим умом. Вы, в таком случае, доверили выбор ему.

Вот и выходит, что, как ни копай, все равно не найдешь то место, в котором вы делаете свободное, именно ваше действие. Все, что происходит, это работа вашего ума по выполнению задачи “сделать какое-нибудь действие на ваш выбор”.

Чтобы действительно глубоко понять, как вы делаете выбор и вообще делаете ли его, я вам настоятельно рекомендую исследовать этот вопрос самостоятельно. Как у вас происходит процесс выбора? Найдите то место в процессе выбора, где именно вы свободно делаете выбор действия.

Еще, в качестве упражнения для изучения этого вопроса попробуйте понаблюдать за собой в течение дня и отметить те моменты, когда вы точно уверены, что этот выбор, это действие — ваше. А потом отследите, действительно ли этот выбор был ваш, действительно ли это было ваше действие. Я вам, при всем желании, не смогу никакими логическими выкладками доказать отсутствие у вас свободы воли, если вам самому это не будет интересно. Если у вас есть к этому интерес и желание исследовать этот вопрос, то лучше сами это сделайте, и тогда это будет ваш вывод, ваше заключение. Вы можете для себя найти, что вы, на самом деле, имеете свободу воли. Замечательно. В этом случае вы убедитесь, что я лгу, а вы точно правы. И это будет замечательно, т.к. это будет ваш вывод, основанный на вашем исследовании.

А сейчас я вам хочу вот, что сказать. Чтобы вы ни выбрали сделать в качестве свободного вашего действия, этот выбор был обусловлен. Обусловлен тем заданием, которое я дал. Именно потому, что я дал это задание, у вас появилась задача, и вы ее выполнили. Получается, что я инициировал ваше действие. Если так, то какой же это свободный выбор, если вы подчинились мне, когда решили делать эксперимент? Кстати говоря, это является продолжением темы “иллюзия единственной причины”, которую мы рассмотрели раннее. Давайте посмотрим на вопрос свободы воли с этого ракурса.

К примеру, сидите вы за компьютером, просматриваете сайты, или общаетесь в социальных сетях. Тут ваш организм дает понять, что он голоден, т.е. появляется чувство голода. Если вы сильно увлечены деятельностью в интернете, то можете не заметить ваше чувство голода. Однако организм начинает настаивать на своем, и чувство голода усиливается. Тут вы его замечаете, и у вас возникает мысль, что надо бы перекусить. Вы смотрите, сможете ли вы оторваться от разговора с другом в социальной сети, чтобы отвлечься на еду. Вы внутри себя взвешиваете приоритеты разговора и еды, и решаете, что еда еще пару минут подождет, или наоборот, надо сказать другу, что вам нужно отвлечься и пойти поесть. А возможно вы совместите еду и разговор с другом. Здесь прослеживаются три варианта, которые вы можете выбрать. У вас, вероятнее всего, будет какой-то критерий выбора. Вы в уме взвешиваете, что для вас важнее и, исходя из того, что перевесит, вы выбираете этот вариант. Например, вы хорошо подумали (взвесили) и решили пойти нормально поесть. Это для вас оказалось важнее, чем разговор или еда за столом. Является ли этот выбор вашим? Ваше ли это решение и действие?

Давайте посмотрим. Во-первых, если бы ваш организм не напомнил вам про то, что надо подкрепиться, чувством голода, то вам бы не пришло в голову решать, идти вам есть или нет. Т.е. чувство голода вызвало в вас процесс принятия решения об его удовлетворении. Во-вторых, все варианты решения этого вопроса (поесть, продолжать общаться и перекусить за компьютером) выдал ваш ум, а не вы. Эти варианты пришли к вам как самые естественные и используемые вами способы решения данной ситуации. Например, вариант выпить таблетку от голода к вам вряд ли пришел. Мы можете, конечно, быть не удовлетворены этим набором вариантов решений, тогда вы в уме ищете более подходящие варианты. И даже в этом случае другие варианты будут даваться вам умом исходя из вашего опыта. Критерий выбора одного из вариантов вы тоже не выбираете. Это чаще всего бессознательный процесс. Обычно таким критерием является наибольшая выгода для вас в этой ситуации, т.е. в каком случае вы меньше всего потеряете и больше всего выиграете. Процесс взвешивания всех вариантов у вас происходит в уме автоматически. Вы это своим сознательным усилием не делаете. Конечно, если процесс выбора затягивается, то вы можете и сознательно взвешивать, но это сути не меняет. Итак, происходит принятие решения пойти поесть. Вам кажется, что это вы решили, а если посмотреть на все, что предшествовало этому решению, то окажется, что решение пришло автоматически и является результатом работы вашего ума. Проверьте сами.

Ну и наконец, приведем пример так называемого сознательного решения, которые мы делаем сотнями в день. К примеру, прогуливаетесь вы по улице жарким летом, смотрите по сторонам. Никуда особо вам идти не надо, и все, что вам хочется, это приятно провести этот вечер. Итак, вы идете и видите, как вам навстречу идет маленькая девочка и ест мороженое. В вашем уме автоматически проходят такие образы по порядку:

— какой вкус у этого мороженого,

— какая сейчас жаркая погода,

— возникает желание полакомиться знакомым приятным вкусом и заодно охладиться в жару,

— возникает мысль “я тоже хочу мороженое”,

-появляется намерение поесть мороженого,

— вы перебираете в уме места, где можно купить мороженое

— найдя наиболее подходящее место по критерию наибольшей выгоды (близость, цена, тенек и др.) вы туда идете.

Все происходит само собой. Ни одно из этих действий вы сознательно не делаете. Проверьте. Может я не прав?

Эксперименты Бенджамина Либета

Все, что мы обсуждали выше, есть проверка наличия свободы воли на уровне субъективного мира. Мы всматривались в те процессы, которые происходят в нашем сознании и пытались найти в них именно то, что делаем именно мы и сознательно. Теперь рассмотрим этот же вопрос с точки зрения науки, или описания объективной реальности.

Бенджамин Либет в середине 20-го века поставил эксперимент, в котором он пытался определить, как взаимосвязаны по времени моменты сознательного принятия решения и активности мозга, связанного с этим решением. Суть эксперимента сводилась к следующему. На испытуемого надевали датчики, снимающие активность определенных участков его мозга. Перед испытуемым ставили циферблат, на котором, как на обычных часах было 12 отметок с числами 5, 10, 15, … 55. По циферблату крутилась стрелка со скоростью примерно в 25 раз быстрее скорости обычной секундной стрелки. Испытуемому нужно было в любой момент времени, когда он решит, нажать на кнопку и записать число, которое показывала на циферблате крутящаяся стрелка. При этом производилась регистрация энцефалограммы мозга. В итоге, сопоставляя оба показателя — энцефалограмму и время принятия решения — получили следующий результат. Оказалось, что примерно за полсекунды до принятия решения нажать на кнопку энцефалограмма фиксировала повышение активности в определенном участке мозга. Оказалось, что мозг повышал активность ещё до момента сознательного принятия решения. Т.е. сначала в мозгу создавалась активность, а потом в сознании человек фиксировал принятие решения нажать кнопку.

Вот посмотрите на этот видеоролик. Здесь показано, как проводится этот эксперимент. Вы можете, если есть желание, когда на видео будут показывать вращающуюся стрелку на циферблате, попробовать для себя выбрать какой-нибудь момент и зафиксировать время, которое будет показывать в этот момент стрелка. Обратите внимание, как вы это делаете. Что заставляет вас выбрать именно этот момент, а не другой?

 

Этот эксперимент заставил задуматься о наличии свободы воли у человека многих учёных мужей. Получается, что именно мозг принимает решение о том или ином действии, а сознательное решение в субъективном мире человека — лишь следствие процессов в мозге. В общем-то, это и не удивительно, ведь все проявления в нашем субъективном мире, в том числе и принятие сознательного решения, является отражением процессов в мозге. Хотя этот вопрос сложнее. Это вопрос взаимоотношения субъективного и объективного. Мы его не будем сейчас касаться.

Все просто происходит

Давайте разберемся, как же происходит наше взаимодействие с миром. Кто или что является источником наших действий? Если мы не являемся авторами своих действий, то, что вызывает эти действия? Какова наша роль в этом процессе?

Проведите такой эксперимент. Закройте глаза и в течение нескольких минут понаблюдайте за своим внутренним миром. Просто смотрите на черный экран перед вашими глазами и ждите, пока что-нибудь не появится. Какие голоса и звуки  вам слышатся? Какие образы появляются на вашем внутреннем экране? Понаблюдайте, как ваш ум создает вам ваш внутренний мир.

Нужно сделать этот эксперимент, чтобы понять дальнейшее изложение. Если сделали, то, при достаточно долгом наблюдении за своим внутренним миром, вы должны заметить, что на вашем внутреннем экране практически хаотически появляются какие-то реальные или нереальные образы, звуки. Может внезапно появиться образ собаки с соседнего двора. Или вы вдруг услышите голос своего начальника, а может и его вид. Возможно, у вас появится какой-то замысловатый узор или существо. Все будет очень непредсказуемо.

А теперь, когда вы уже открыли глаза, сделайте еще один эксперимент. Просто наблюдайте за тем, что происходит в вашем сознании, куда направляется ваше внимание, какие мысли у вас в голове. Просто сидите, ничего не делайте. Просто наблюдайте и фиксируйте то, что происходит в вашем сознании. Можно двигать головой и глазами, если появится необходимость, но не вставайте и никуда не идите.

Ну как? Не правда, хаос? Просто наблюдая, вы заметите, что ничего не надо, чтобы в вашей голове возникла та или иная мысль. Она сама появляется. Сами появляются желания. Ваше внимание скачет от одного объекта к другому просто так. Его что-то может привлечь, например, громкий крик. А так оно в штатном режиме просто скачет от одного объекта внимания к другому. Что-то увидев, у вас может возникнуть мысль по этому поводу, а потом мысль, следующая за этой мыслью. Например, ваше внимание переключилось на телевизор. По этому поводу сама собой может возникнуть мысль “Ой. Надо посмотреть шоу Бенни Хилла”. Появляется желание бросить эту практику и включить телевизор. Но вы вспоминаете, что надо продолжать. Ваше внимание переключается на ощущение в вашей голове, потом на голоса за стеной, тут же появилась мысль “Соседи опять ссорятся”, и т.д.

Видите, как все происходит. Разве вы управляли этим процессом? Все само. Иногда мысли следуют за мыслями по ассоциации. Например, вы обратили внимание на изгиб спинки стула, и это напомнило красивые изгибы тела женщины, потом в голове всплыл образ любимого человека, и т.д. Внимание перескакивает само собой хаотично. Ассоциации тоже возникают сами. Вы их не выбираете. Все само.

Так вот, к чему я веду. В обычной повседневной нашей жизни внимание, желания и мысли работают точно так же. У вас, например, вдруг возникло желание поесть мороженое. Откуда оно возникло? Не известно. Может что-то напомнило, а может оно само возникло. Желание возникло, и вы можете что-то предпринять по этому поводу, а можете и не предпринимать. Как мы выяснили ранее, этот процесс выбора тоже сам происходит. Пока вы думали, вас окрикнул сосед, чтобы спросить, нет ли у вас лишнего чая. Вы ему, как подобает хорошему соседу, отвечаете, и это происходит по одной из ваших программ поведения, которым вас научили взрослые. Поговорив с соседом, вы подумали: “Надо бы чай прикупить” и отправились за ним в магазин. Пока вы шли, в вашей голове играла привязчивая мелодия, которую вы слышали сегодня по телевизору. Мелодия сама появилась, вы ее не вызывали. Более того, вы ее даже прогнать, толком, не можете.

Вот так все примерно и происходит. В вашей голове внезапно появляются мысли, которые могут вызвать у вас желание что-то сделать. Это запускает процесс выбора в вашем уме. Из внешнего окружения могут быть воздействия, которые могут вызвать у вас мыли или желания. Например, ваше внимание привлек красивый цветок, или красивая женщина. И теперь все ваше внимание там. И это рождает воспоминания, мысли и желания.

Понаблюдайте за собой в течение дня. Отследите, что вас привлекло, что заставило сделать то или иное действие. Можно прямо сейчас. Вы, судя по всему, читаете эти строки. А на чем вы сидите своей попой? Держу пари, вы только что обратили внимание на ощущения в своей попе или на то, на чем она располагается. Что только что произошло? Внешнее влияние в виде моего вопроса “А на чем вы сидите своей попой?” автоматически направило ваше внимание туда, куда я вам указал.  А на что направлено сейчас ваше внимание? Почему? А вы заметили, что пока вы читаете эту книгу, я с помощью предложений в ней создаю образы и картинки в вашем уме? А как же иначе. Чтобы понять смысл написанного, нужно воссоздать смысл слов, а это автоматически создает картинки в вашем уме. Сейчас, когда я только что раскрыл это влияние, у вас тоже может возникнуть по этому поводу или мысль, или чувство, или что-то еще. Только не бросайте меня в терновый куст. 🙂

Ладно. Перехожу к сути. Понаблюдав  за собой в течение какого-то времени, вы без труда заметите, что все происходит как бы само собой. Жизнь течет через вас, а вы являетесь одним из проявлений этой жизни. Вы можете, конечно, пытаться контролировать процесс, но этот контроль будет тоже течением жизни через вас. Точно так же течет жизнь и через других людей, через животных, через предметы и явления. И все, что происходит с вами, является частью более общей картины. Ваше поведение вписано в процессы, которые происходят вокруг вас. Все просто происходит. Происходит именно так, как происходит. Это есть течение жизни. Это есть проявление жизни во всем: в цветке, в тебе, в коте, в телевизоре, в облаке, в жене, в луже. Все это — одна большая картина, которая происходит прямо сейчас. А что же делаете вы? Вы просто наблюдаете за этим. Вы не можете не наблюдать. В вас отражается весь это процесс жизни, который проходит через все, что вы видите и не видите.

Чувство делателя

“Все это понятно, — можете сказать вы. — Но у меня есть сильное ощущение, что именно я делаю то или иное действие. Может, не все действия делаю именно я, но я четко ощущаю, что некоторые из них делаю именно я”. Правильно. Вот это вот чувство, что именно вы делаете какое-то действие, называется чувством делателя. Это очень устойчивое чувство. Оно, как и время, иллюзорно. Но, также как и время, оно очень реалистично. Как же может сочетаться знания об отсутствии у нас свободы воли и чувство делателя? Достаточно просто. Чувство делателя — это особое ощущение авторства некоторых действий тела и ума, которое создается нашим умом для того, чтобы мы могли успешно взаимодействовать с миром. Все, что мы делаем, предопределено. А благодаря чувству делателя, нам кажется, что это сделали мы. Именно кажется!

По этому поводу есть очень хороший пример. В фильме “Робокоп” 2014 года есть такой эпизод. Робокоп — это робот, сделанный на основе человеческого разума. Т.е., это получеловек  полуробот. Часть его действий — от человека, часть — от робота, т.е. запрограммирована компьютером. Робокоп защищает закон, работает полицейским.

Разработчики робокопа предусмотрели возможность регулировать степень влияния его человеческой части на его поведение, т.е. они могли ее сделать больше, меньше, или вообще отключить. Если они отключали его человеческую часть, то его телом и всеми его действиями руководили программы компьютера, представляющие его робототехническую часть. Однако разработчики, чтобы его человеческая часть ничего не заподозрила, сделали функцию иллюзии свободы воли. Они, по сути, встроили чувство делателя в машину. Когда робототехническая часть робокопа начинает выполнять программу действий, которую вырабатывает его встроенный компьютер, человеческой части робокопа посылается сигнал, который заставляет ее поверить, что это ее действия, а не компьютера. Т.е. для человеческой части робокопа создается иллюзия, что все эти действия его, хотя на самом деле, все выполняет компьютер.

Как появилось чувство делателя? Для того, чтобы было ощущение, что именно я что-то делаю, нужно, чтобы был Я, как отдельный от окружающего мира индивид. Когда появилось ощущения себя как отделенного от мира существа, появилась возможность думать, что действия, которые производит это тело, являются моими действиями. По поводу ощущения себя отдельным существом, мы с вами поговорим попозже в специальном разделе, посвященном эго. Эго — это и есть ощущение себя, как отдельного от мира существа. На самом деле, ощущение себя отдельным существом — это тоже иллюзия. И эта иллюзия порождает иллюзию свободы воли, т.к. эго практически присваивает себе те действия, которые происходят с телом и умом. Мы выше уже неоднократно убеждались, что наши действия происходят не только по нашему желанию, но обусловлены массой факторов и, практически, подчинены влиянию окружения и работе нашего ума. Присвоение себе единоличного авторства этих действий — это и есть чувство делателя. На санскрите оно называется ахамкара.

Зачем нам дано чувство делателя? Это чувство дает нам ощущение, что мы являемся творцами своей жизни. Только ощущая, что ты влияешь на мир своими действиями, можно как-то этот мир изменить. А если ты можешь поменять мир, то ты можешь его сделать таким, как тебе хочется. Это ощущение свободы воли (чувства делателя) делает нас творцами. Свободно влияя на мир и получая на свои действия ответ от мира, мы чему-то учимся, получаем опыт, познаем мир. Это и есть жизнь. С ощущением свободы воли, у нас появляется понятие ответственности за свою жизнь. Если я могу влиять на события в моей жизни, то я теперь сам  в ответе за то, какую жизнь я себе создал. Теперь ты не просто винтик в машине, ты — активное начало в этом мире, ты — сотворец вселенной вместе с Богом.

Предопределенность, иллюзия свободы воли, чувство делателя — это все игра. Когда вы смотрите фильм, действия героя в нем полностью прописаны. Мы можем прокрутить вперед и посмотреть, что он сделает через пять минут. Однако когда мы смотрим этот фильм, нам кажется, что у героя есть свобода выбора, и мы смотрим с упоением, какой он сделает выбор, что он предпримет в этой сложной ситуации. И нам интересно. Интересно потому, что, не зная конца фильма, нам интересно, как будет развиваться сюжет, определенный действиями героя. Вот, примерно, так и идет наша жизнь. Как фильм, в котором герой — вы — делаете выборы и развиваете сюжет. Разве это не интересно?

И что это все мне дает?

Что же дает нам знание и понимание того, что чувство делателя, или свобода воли, является иллюзией?

Если мы знаем, что все наши выборы предопределены, мы перестаем себя винить за то, что мы когда-то, как нам показалось, неправильно сделали. Мы перестаем себя винить за то, что являемся не совсем теми людьми, как нам хотелось бы.

Когда мы полностью понимаем, что поведение того или иного человека, который, как вам показалось, сделал вам больно, определяется теми моделями поведения, к которым он привык и обстоятельствами его жизни, мы видим, что винить его не за что. Все его выборы в жизни, его текущее поведение, его текущее состояние — все это опять же полностью определяется его программами поведения. Все его выборы автоматичны. Так за что его винить? Он по-другому поступить не смог бы.

Есть одна прекрасная притча на этот счет. Один дзенский монах решил помедитировать, плавая в лодке по реке. Он сел в лодку, нашел тихое место в заводи реки и стал медитировать. Он уже достиг очень умиротворенного состояния, как вдруг в его лодку врезается другая лодка и грубо прерывает его медитацию. У монаха автоматически возник жуткий гнев. “Кто это посмел меня побеспокоить? Вот я ему сейчас задам!”, — подумал он, находясь вне себя от гнева. Он разворачивается, чтобы накричать на обидчика, но замечает, что в лодке, которая его побеспокоила, никого нет. Лодка оказалась пустой. Его гнев мгновенно сменился смехом. Он понял, что не лодка являлась причиной его беспокойства, а автоматизмы его ума, которые вызвали гнев.

На самом деле, эта пустая лодка — метафора другого человека, который нас беспокоит. Ее пустота означает, что лодка ничем не управляется, кроме течения жизни. Пока нам кажется, что лодкой управляет сознательный человек, который может захотеть сделать нам неприятно, мы будем обвинять его, будем гневаться и возмущаться. Но как только мы поймем, что человек ведет себя точно так же, как эта пустая лодка, т.е. действует на автомате, то кого нам обвинять? Пустую лодку?

comments powered by HyperComments
Задать вопрос автору
У автора к вам вопрос!

Если у вас есть вопрос ко мне или предложение или отзыв о книге, вы можете отправить его в этой форме.


Для меня, как автора, важно чтобы мои книги приносили пользу моим читателям. Ответив на некоторые вопросы ниже, вы позволите мне писать именно о том, что вам интересно и вас волнует.